Тайпер Алмазов позволил себе выразить собственное мнение по некоторым вопросам, освещённым в этом материале.

Алматы можно считать культурной провинцией, несмотря на то, что здесь находится центр деловой и политической активности Казахстана. Тем не менее, следы присутствия панк-рока здесь прослеживаются. Автор сего материала, т.е. я – тов. Nайк, не может претендовать на полную объективность, но, по крайней мере, явных искажений фактов постарается избежать.

Итак. Я начну примерно с 1992 года, поскольку до этого времени какого-либо участия в панк-роке я не принимал. Насколько мне известно, до этого у нас в городе играли арт-рок, джаз-рок, хард-рок, но про панков мне ничего не известно. (Известно мне. В 90-м году была создана группа «Вирус», которая умудрилась записать два альбома, после чего распалась. Альбомы, в свою очередь, не дошли до массового слушателя, т.к. были записаны на бобины. Отец – основатель группы Александр Глыба в настоящее время из музыки интересуется только Ленинградом и Limp Bizkit) В первой половине 90-х явно выделялись две панк-группы: «Молот ведьм» и «ПО-1». В то время они периодически выходили на сцену вместе с менее значительными группами, имён которых я, к сожалению не помню. У многих в памяти остался концерт в рок-клубе «Баспагер», где играли друг за другом «ПО-1» и металлисты «Изверг». Публика собралась соответствующая, поэтому в зале и в округе присутствовал полный угар. (Из «Трактата об Угаре», автор тов. Nайк: «Угар должен носить осознанный характер. Угарные гласные и безугарные согласные, а также несогласные, но тоже угарные. У-у-гарнie хлопцi»). Лично я на «Извергах» уже физически в зале не мог находиться – было слишком шумно. Году в 93-м приезжала «Адаптация» из Актюбинска. Первый раз они играли на рок-маскараде, но в самом его конце, когда публика уже лежала под креслами и внимания на них мало кто обратил. Другой раз они играли совместно с «ПО-1» в ДК «Строитель». Название «Адаптация» почему-то сменили на «Зелёные Патрули», концерт был неплохой, но народу было мало. В настоящее время записи тех лет найти практически невозможно, лидер «Молота ведьм» Татарин в Бельгии, группа давно распалась, «ПО-1» тоже прекратили своё существование, хотя записали в своё время альбом, который также канул в лету. (У меня про этот альбом тов. Nайк спросить не догадался).

В том же 93-м прошла классная серия концертов в техникуме Связи с участием групп «Альтернативная Космонавтика», «Вес нетто», «Грея», «Гимназия Радости». Они играли скорее новую волну, нежели панк-рок, хотя в ту пору лидера «Космонавтики» Бугаева (ныне покойного) считали панком: он ходил с торчащими волосами, в невообразимом пальто и писал достаточно злые песни.

Через какое-то время тусовку Алматы всколыхнуло появления панка Бригадира из г. Капшагая. Он был, можно сказать, примером для молодёжи: носил ирокез, пальто с булавками, жил где придётся, постоянно бухой и был знаком с самим (!) Летовым. (До него тоже встречались подобные личности. Одна из них Сауле Сулейменова, которая в 90-м году первая в Алматы побрилась под ноль, что для казахской девочки было равносильно подвигу в те годы, да и сейчас наверное тоже. Ныне перспективная художница) Тусовщики тут же стали панками, начали слушать «ГО», «Пистолетов». Сейчас Бригадир в Москве или Питере, стал скином, по слухам. В это же время появилась и исчезла группа «Оральные Оргазмы». Они играли действительно круто и профессионально, произведя неизгладимое впечатление на Ермена из «Адаптации» (они по прежнему навещали наш город). Лидер «Оргазмов» работал переводчиком у самого Назарбаева и группа вскоре распалась. Затем на короткое время появилась «супер-группа» «Эталон Греха», игравшая неплохой хард-кор, но поскольку в группе каждый, кроме барабанщика Юры «хотел быть фюрером», «Эталон Г.» долго не просуществовал.

Надо заметить, что года этак с 94-го, после закрытия рок-клуба, концерты в нашем городе проходят крайне нерегулярно (в среднем раз в погода), а сейчас так вообще, складывается впечатление, что всем уже давно всё по барабану. Какие-то зачатки (остатки) активности проявляют разве что металлисты. (Нет даже этой активности. С большим трудом зарегистрировалось молодёжное объединение «Братство Стали», которое сразу же окрестили «блядством». Просуществовав 3 месяца, проведя один концерт с участием приглашенных металлов из Бишкека, Киргизия, благополучно это «блядство» самораспустилось. Вот Бишкек это другое дело – рай для металлов и прочей публики. Концерты по клубам каждую неделю проходят. Из панк-групп можно выделить «Даздраперму» и «Papapadlo». )

Но вернёмся к нашему ненаглядному панк-року. В 95-м лидер уже упомянутого «Изверга» Виталий Гиена решил замутить свой проект, который бы был интересен, по его словам «как панкам так и металлам». В итоге родился проект «Гиена». Первым делом они записали альбом «В постели с Гиеной». Каждая песня была не длиннее двух минут и имела текст из 4-5 фраз не самого глубокого содержания. (Водку – водку запивай, заливай Таласом. Мы ещё покажем панкам – пидорасам! ) Тем не менее, альбом поимел популярность и на концертах было достаточно весело. Затем последовал выпуск второго, концертного альбома, не менее популярного среди всяческих маргиналов. К сожалению. Затем Гиена полностью посвятил себя новому death – металлическому проекту «Реквием», а сейчас вообще уехал в Америку.

Спустя некоторое время на сцене появилась распиздяйская группа «Гранчестер». Панками они себя не считали, но являлись таковыми в силу своего поведения. На сцену они выходили удолбанные и бухие вусмерть, чем немало забавляли публику. Музыку они играли неугарную, а скорее психоделически – распиздяйскую и производили впечатление «своих в доску» парней, что собственно в них и привлекало. (В настоящий момент группа не существует. Гитарист и басист играли по клубам в Москве в проекте «Такежан», где помимо них был ещё новый казахский коровый акын Такежан и бывший барабанщик «Нуля». Деньги в них вкладывал директор департамента внешних связей «Казкомерцбанка», в прошлом режисёр клипа «Иду, курю»)

В 99-м усилиями полу-панка, тусовщика и распиздяя Зелёного (преждевременно съебавшегося в Канаду) был организован «всеказахстанский» рок-фестиваль «СПИ-1». На сцене Дворца Студентов играли группы Семипалатинска («Братья Карамазовы»), Бишкека («профессор Мориарти»), Астаны («Кетчуп»), Актюбинска («Адаптация», «Западный Фронт»), Алматы и т.д. Это было действительно заметное событие, но настоящий панк-рок начался позже, в гостинице, где жили участники фестиваля. К сожалению, мало что запомнилось из-за количества выпитого. Через день состоялся дополнительный концерт в кафе с участием актюбинцев и «Гранчестера», пожалуй один из лучших на моей памяти. (Подробнее обо всём этом читайте в журнале «Алга №1» за 1999 год)

Примерно в это же время сформировалась группа «ЮАР» (Южно-Азиатская Резервация). Лидер группы, Арман Алем приходится родственником Ермену из «Адаптации», да и родом сам из Актобе, что не могло не сказаться на творчестве группы. Это был, пожалуй, первый опыт создания «серьёзной» панк-группы с осмысленными социальными текстами. По музыке это напоминало некую смесь Ник Кейва с Николаем Францевичем Кунцевичем раннего периода творчества. В общем, впечатление они производили достойное, во время выступления публика была в трансе. (Единственная группа, которое делала из своего выступления подобие шоу) К сожалению, остались только разрозненные концертные записи. Группа не просуществовала долго из-за непредсказуемого характера лидера группы Армана, да и потом его основной сподвижник барабанщик Юра, переигравший в доброй половине всех алматинских групп, в том числе в «Эталоне Греха», уехал навсегда в Липецк. Арман периодически играет свои песни, изъявлял даже желание записаться, но дальше этого дело не пошло.

В настоящий момент реальный панк-рок играет только, пожалуй, проект «Рубероид» во главе с Иваном Алмазовым. Для выступлений, опять же, возможностей мало, но тем не менее, они умудрились вместе с «Адаптацией» и С. Стрельцовым из Караганды побывать в Бишкеке и записать всё на аудио и видео носители. Группа идеологически подкована и воспитана на творчестве Гапонова и Ник Рок-н-ролла (и не только), что отражается в основном в текстах (заходите на zhurnal.lib.ru, где можно познакомится так же с творчеством автора данного материала). По музыке это всё-таки так называемый «гавнорок» с 3-я аккордами. Помимо музыки, лидер группы издаёт (издавал) самиздатовский журнал «литературное приложение к журналу «Ганабобель»» и старается вести переписку с единомышленниками в Питере.

Что касается остальных регионов Казахстана, то сведения достаточно скудные. А Байкануре существует группа «Рок ОТ», однажды приезжавшая в Алматы. Они играю достаточно энергичную и весёлую музыку. В Караганде была группа «Реаниматор» - но это детский лепет, в отличие, скажем от творчества ихнего лидера Фараона, который чувак весьма талантливый. Но, судя по всему, в Караганде тоже упадок. В отличие от Караганды, в Павлодаре рок-движение на подъёме. Из панков мне доводилось слышать группу «ППШ». Музыка и тексты достаточно примитивны, но очень весело. Так же слышал оттуда группу «Чехословацкие прибалты». Это что-то вроде группы «НОМ». На этом фоне резко выделяется Актюбинск. Создаётся впечатление, что в Актюбинске кроме панк-рока вообще ничего не играют. Панк-рок играют все, благодаря влиянию лидера группы «Адаптация» Ермена Ержанова. Актюбинцы записываются в Москве, и играют уже не только в России, но и в Германии и Франции.

В общем, создаётся впечатление, что чем северней регион, и чем он ближе к России, тем он более прогрессивен в музыкальном плане, в отличие. Скажем, от юга. Где в силу местных особенностей рок-н-ролл, и панк-рок в частности, не жалуют в народе.

Командантэ Найк 28.05.02 Алматы

 


 

 

Hosted by uCoz